Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

– организует взаимодействие педагогов;

– разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;

– проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

– организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

– повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

– проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

– диагностирует уровень развития речи;

– составляет индивидуальные планы развития;

– проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

– консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель:

– осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

– учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

– использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др. 

Инструктор по физической культуре:

– осуществляет укрепление здоровья детей;

– совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

– проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой; организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

– воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

– организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

– применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

– консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Заключенных и планируемых к заключению договоров  с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки нет.